Будущее бросает нам социальные, экономические и экологические вызовы, ускоряются процессы глобализации и темпы развития технологий. Задача школы — подготовить детей к жизни в этом мире. На российскую школу ложится большая ответственность — подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и образовательной активности. Это — условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.

С начала двухтысячных годов наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Эти исследования используют для улучшения на основе полученных результатов содержания образования, а также для оценки эффективности образовательных систем в разных странах.

В 2022 году Россия примет участие в очередном крупном исследовании – PISA (Programme for International Student Assessment). Каждые три года это исследование тестирует у школьников и студентов колледжей, которым исполнилось 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев), уровень знаний и умение практически их применять.

PISA не просто определяет, могут ли учащиеся воспроизводить знания, она проверяет, насколько хорошо учащиеся могут применять полученные знания в незнакомых условиях, как в школе, так и за ее пределами.

Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности. Дополнительным видом выступает финансовая грамотность. Общее их название – функциональная грамотность.

В системе образования Юго-Восточного округа, как и всей Самарской области, осуществляется планомерная работа по формированию функциональной грамотности.

На всех уровнях управления этому вопросу уделяется серьезное внимание: в Юго-Восточном управлении, Нефтегорском Ресурсном центре, окружных и школьных методических объединениях. Разработаны планы мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, «дорожные карты» по организации работы с управленческими и педагогическими командами школ по развитию функциональной грамотности обучающихся.

Но самое главное – каждый педагог на каждом учебном занятии обсуждает с детьми эти полезные знания, на примере конкретных заданий разбирает, каким образом их применять уже сейчас и в будущей жизни. Для этого созданы все условия, организовано использование федеральных платформ, в школах сформированы и продолжают пополняться методические копилки заданий, на сайте Ресурсного центра в разделе, посвященном формированию функциональной грамотности, находится постоянно обновляемый банк лучших практик по проведению занятий по курсу внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся». Педагоги округа повышают свою квалификацию на курсах, семинарах и вебинарах окружного, регионального и всероссийского уровня.

Серьезное внимание уделяется данному вопросу в работе с управленческими командами школ: систематически проходят рабочие совещания и собеседования, коллеги делятся опытом, вносят конструктивные предложения, рассказывают о динамике продвижения мониторинговых результатов своей школы к поставленной цели – набрать 500 и более баллов в предстоящих международных исследованиях PISA.

Полезные знания, знания для жизни прочно вошли в практику образовательного процесса в школах Юго-Восточного образовательного округа, стали неотъемлемой частью образовательного результата каждого ученика.