С целью обобщения и популяризации педагогического опыта работников дошкольных образовательных организаций и Служб ранней помощи Самарской области по оказанию услуг ранней помощи детям раннего возраста, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, 8 октября в формате онлайн состоялся региональный семинар «Ранняя помощь детям и их семьям: от теории к практике». В работе семинара приняли участие специалисты лаборатории ранней помощи Центра специального образования и Центров психолого-педагогического сопровождения, Служб ранней помощи Самарской области, заведующие, старшие воспитатели, педагогические работники дошкольных образовательных организаций Самарской области (более 160 человек).
Организаторами семинара выступили: государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр специального образования», Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области и структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области – детский сад «Светлячок».
Педагоги детских садов «Светлячок» с. Алексеевка и «Чайка» с. Утевка представили практический опыт работы с детьми раннего возраста.
С 2017 года детский сад «Светлячок» с. Алексеевка является региональной площадкой Центра специального образования Самарской области по теме «Организация комплексного сопровождения детей раннего возраста с нарушением развития в дошкольной образовательной организации». На сегодняшний день в детском саду накоплен богатый практический материал по работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития.
Старший воспитатель Борисова Анна представила систему работы с детьми раннего возраста с нарушением в развитии в условиях детского сада, презентовала методическое пособие в 2 частях «Организация коррекционно – развивающего обучения детей раннего возраста с нарушениями в развитии, детей группы риска в ДО», разработанное специалистами детского сада совместно со специалистами Центра специального образования, по итогам работы площадки.
Партнерские отношения детского сада с семьей воспитанников — это залог успешного развития ребенка. Для вовлечения родителей в педагогические практики детей в детском саду был создан семейный клуб «Гармония». Об особенностях и результатах работы семейного клуба в современных условиях рассказала педагог-психолог Даньшова Мария. Она подчеркнула эффективность работы психолого – педагогического сопровождения родителей детей раннего возраста в рамках данного клуба.
Воспитатель Зотова Елена, музыкальный руководитель Микка Евгения, инструктор по физической культуре Савенкова Людмила представили мастер – классы, раскрывающие особенности работы с детьми раннего возраста с нарушением в развитии, продемонстрировали эффективные приемы работы, используемые в работе.
Опыт работы с детьми раннего возраста также презентовали педагоги детского сада «Чайка» с. Утевка. Старший воспитатель Гончарова Юлия и воспитатель группы раннего возраста Ковалева Анна. Они рассказали об особенностях периода адаптации детей раннего возраста, об индивидуальном подходе к каждому ребёнку, продемонстрировали традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей и детьми. Участникам семинара была представлена методическая разработка «Взаимосвязь сенсорного и речевого развития детей раннего возраста», целью которой является ознакомление с окружающим миром, речевое и сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр. Разработка включает конспекты НОД и дидактические игры, изготовленные руками педагогов. Данная работа, методическая разработка и игры были представлены на Межрегиональном этапе XVII Международной Ярмарке в г. Ивантеевка Московской области, где педагоги – авторы данного пособия стали победителями.
Участники семинара отметили положительный опыт работы педагогов детских садов и практическую значимость представленных методических материалов по работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития.